Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г. Калининград ул. Алданская, 22в
  • +7 (4012) 73-60-53 , 73-60-54, 73-60-58
  • sad129@eduklgd.ru

Родителям

Для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?

Развитие ребенка – это путь истины, поиск удивительного начала своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка - это не только средство коммуникации, но и важнейший показатель его интеллектуального и психического развития.  Учитель - логопед является специалистом, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Это человек, который не только исправит речь, избавит от ошибок чтения и письма, но и тот, кто поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха.

Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом. Но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным. Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года:

·                  ребенок произносит только отдельные слова и  не строит простые фразы и предложения;

·                  в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

·                  он не повторяет за Вами слова,

·                  или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года:

·                  у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

·                  не может запомнить четверостишье,

·                  совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет:

·                  все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

·                  ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

·                  допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

   Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом.    

Вас должно насторожить, если ребенок:

- имеет сильное течение слюны;

- очень вял,  нехотя реагирует на окружающее;

- часто   проявляет   беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;

- не выполняет   простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);

- не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и  т. д.;

- говорит     «ма»     вместо «мама»    или    относит     слово «мама» к другим лицам; вместо   «девочка» говорит «де»;«зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;

- употребляет   слова-фрагменты, т.е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» -- молоко, «дека» — девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду в поликлинику или учителю-логопеду детского сада.

  Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Важно выяснить:

 - насколько    богат    словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;

 - насколько      развит      кругозор ребенка,  знает ли он свою фамилию,  имя,  отчество, возраст;

 - что знает   об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;

 - сформированы ли у него  слова-обобщения;   ориентируется ли во  времени;  умеет, ли исключить из предложенного ряда   «лишнее»;

 - может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

 

  Рекомендации:

- Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, 

т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. 

Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. 

Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

   - Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.

    - Время от времени повторяйте с ребенком  выученные стихи.

    -Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

   - В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам почти все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемые в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия.

Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей.

   Итак:

- ежегодно,     начиная     с   первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;

- критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;

- обязательно   проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют наречь, и у ортодонта. Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;

- большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь,   научит вас,   как развивать фонематический слух;

- посещайте с ребенком логопедические   занятия,     выполняя тщательно домашние задания. Без   выполнения   этих   заданий,    без   постоянного    контроля    над    поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;

- в      случае      тяжелых   речевых нарушении сделайте все,  чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.  

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

Время  от  времени  беседуйте  с ребенком о школе,  настраивая его на серьезное  и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе. 

У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:               

- определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;

- придумывать слова на заданный звук;

- сливать два названных звуков слог: М+А=МА;

- повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;

- разделять слово на слоги;

- выделять первый и последний звук в слове;

- правильно   произносить   все звуки языка;

- определять   количество  слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги. 

Важно выяснить: 

 - насколько    богат    словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;

 - насколько      развит      кругозор ребенка,  знает ли он свою фамилию,  имя,  отчество, возраст;

 - что знает   об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;

сформированы ли у него  слова-обобщения;   ориентируется ли во  времени;  умеет, ли исключить из предложенного ряда   «лишнее»;

 - может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

   

  

Рекомендации:

 -  Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, 

т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. 

Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. 

Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».  

-  Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.

-  Время от времени повторяйте с ребенком  выученные стихи.

-  Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

-  В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ  ЗАНЯТИЯ ДОМА

 

    Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.

     Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

     Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

     «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).

Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)

     Разрезные картинки из двух и более частей.

     Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

     Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.

     Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

     Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

     Все занятия должны строиться по правилам игры!

    Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

     Редкий ребенок будет сидеть на месте, и впитывать знания.

    Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.